Преображение
Культурно-просветительский центр
Партнерский медиа-проект Межрегиональной общественной организации «Культурно-просветительский центр «Преображение» и Культурно-просветительского фонда «Преображение»
Режиссер Игорь Калядин о фильме, соединившем людей
Заслуженный деятель искусств России режиссер Игорь Калядин, около тридцати лет работающий в области неигрового художественного кино, на презентации своего фильма в КПФ «Преображение», рассказал о преодолении трудной исторической памяти, личной семейной истории и серии фильмов о Сирии, где вопреки войне сохраняется христианская культура.
Фильм «Новые времена», представленный на встрече, - последняя часть трилогии «Аксаковы. Семейные хроники» о древнем дворянском роде, разделившем в XX веке трагическую судьбу многих русских дворянских семей. Ведущие свою родословную от князя, упоминаемого в Киево-Печерском патерике, Аксаковы на протяжении многих поколений служили России на разных поприщах - писательском, как Сергей Аксаков, автор «Семейной хроники» и «Аленького цветочка», общественно-политическом, как его сыновья-славянофилы Константин и Иван Аксаковы, военном, как «служилые дворяне Аксаковы» калужско-московской ветви рода. По воспоминаниям многих современников главной чертой «аксаковского» характера была неподкупная честность.
После революции жизнь семьи была «разорвана в клочья»: кто-то принял новую власть, кто-то вынужденно остался в советской России. Те, кто оказались в эмиграции, надолго потеряли связь друг с другом. В основу сюжета фильма легли как свидетельства родственников, так и материалы, которые собирались в течение двадцати лет в архивах соавтором сценария историком Алексеем Кулешовым.
«Этот фильм был сделан ради моментов общения. Мы нашли по всему миру разбросанных людей (потомков, друзей семьи Аксаковых), в Аргентине, в Австралии. Какое счастье, что теперь их можно соединить», - рассказал Игорь Калядин.
Комментируя один из эпизодов фильма, когда Сергей Аксаков в молитве вспоминает всех невольно убитых им на гражданской войне, режиссер подчеркивает, что именно личным осмыслением и опытом можно прийти к действенному покаянию.
«Тема покаяния - это вопрос и о человеке, и об истории, о том, что в ней было добром, а что злом. Важно все назвать своими именами – добро добром, а злом – злом, и этого не смешивать», - добавила исполнительный директор КПФ «Преображение» Евгения Литвиненко. «История – это, прежде всего, память о человеке, то, насколько для каждого из нас и для народа в целом важен человек, что можно принести в жертву ради человека или, наоборот, человека можно принести в жертву», - подчеркнула она.
Революции 1917 года как переломному моменту в историческом пути России в фильмах Калядина посвящено немало размышлений. Его фильмография обширна, диапазон интересующих его тем огромен - от поэзии Пушкина до театральных постановок Сергея Штейна и фильмов Тенгиза Абуладзе, от обороны крепости Осовец в Первую мировую войну до разрушения памятников Пальмиры в 2015 году.
Поездка в Сирию, когда там уже несколько лет шли военные действия, дала Игорю Калядину еще один пример сопротивления злу: «В Сирии, в Алеппо меня потрясло то, что там была нормальная жизнь: люди улыбаются, как только выглядывает солнце, девушки надевают свои красивые наряды и идут в ботанический сад, который рядом со старой крепостью, библиотеки полны людей, люди занимаются наукой, университет работает. Всюду такие радостные, такие счастливые лица, и ты понимаешь: то, что хотели сделать - заставить людей озлобиться - этого не достигли». По материалам поездки Игорь Калядин сделал серию фильмов «Здесь был рай», показывающих Сирию как один из живых центров христианской культуры.
Алексей Наумов
Президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»
По вопросам сотрудничества обращайтесь:
+7 (495) 624-92-50