Преображение
Культурно-просветительский центр
Партнерский медиа-проект Межрегиональной общественной организации «Культурно-просветительский центр «Преображение» и Культурно-просветительского фонда «Преображение»
Как наполнить старые стены новой жизнью?
В культурно-просветительском центре «Преображение» прошла конференция «День русской усадьбы»
Соучредителями конференции выступили Культурно-просветительский центр «Преображение», Свято-Филаретовский православно-христианский институт и Преображенское братство при поддержке Букаревского сельского поселения.
Русская усадьба в последнее время привлекает к себе все большее внимание не только историков, филологов, культурологов, изучающих прошлое России, но и энтузиастов-практиков, активно восстанавливающих стены разрушенных и ветхих дворянских домов. Именно такие энтузиасты – практики, а также представители дворянских родов Кривошеиных и Тютчевых, купеческого рода Морозовых собрались на День русской усадьбы.
Открыл конференцию президент Культурно-просветительского центра «Преображение» Алексей Наумов, который поприветствовал собравшихся, отметив, что организаторам хотелось не только создать площадку для обмена опытом, но и атмосферу общения единомышленников, всерьез занимающихся возрождением культуры и исторической памяти. В свою очередь в приветственном слове от Свято-Филаретовского института профессор священник Георгий Кочетков сказал, что одни из самых важных вопросов конференции – на каких культурных, духовных и исторических основаниях устраивалась жизнь в русских усадьбах, и возможно ли протянуть нити преемственности между тем временем и нашим. Председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак выразил надежду, что конференция принесет добрый плод для всех, а также откроет новые перспективы.
Юлия Балакшина, заместитель заведующего кафедрой Церковно-исторических дисциплин СФИ, пригласила всех на «краеведческую гостиную», в ходе которой выступили четыре докладчика. Ирина Анатольевна Старжинская, заведующая Покровско-Рубцовской сельской библиотекой им. Саввы Тимофеевича Морозова в пос. Пионерский, рассказала об истории усадьбы Покровское-Рубцово и о действиях инициативной группы по ее сохранению. Ядро инициативной группы составляют местные жители, которые активно воздействуют на владельца усадьбы, в результате чего старинную усадьбу реставрируют, а усадебный парк облагораживают.
О планах по восстановлению дома земской школы в усадьбе Филатово рассказал его владелец Владимир Калюжный, выигравший право льготной аренды дома по областной программе «Усадьбы Подмосковья». В проекте – возрождение дома земского училища и создание культурно-образовательного центра на территории усадьбы. На данном этапе уже удалось начать расчистку усадебного парка.
Из яркого рассказа Жанны Потравко, хранительницы архитектурного ансамбля Подвязье (усадьба Приклонских-Рукавишниковых), удалось узнать, что и в 1999 году усадьбу продолжали активно разрушать: она сама была свидетелем того, как с усадебной церкви стаскивали латунный крест. Жанна Алексеевна рассказала не только о восстановлении усадьбы, но и о том, как она старается привлечь к работам местное население – 23 человека из заброшенной деревни. По ее мнению, важно воспитать следующее поколение, которое будет заботиться о возрождении культуры и истории. Жанна Алексеевна похвалила работу приезжавших этим летом в усадьбу Подвязье подростков из Детско-юношеского центра Преображенского братства, которые расчистили площадку около одной из построек.
Алексей Наумов рассказал о восстановлении дома на территории усадьбы Богоявленское, «Брыково тож» и о тех программах и мероприятиях КПЦ «Преображение», которые в течение последних семи лет там проводились. Свой доклад он завершил вопросом: «Восстанавливая историческую память и древние стены, в том числе и усадебные комплексы, мы обретаем возможность помочь возрождению души народа, достоинства человека, созиданию качества общения, дружеских и братских отношений между людьми. Что может быть важнее этого?»
На званом обеде участники конференции делились историями о восстановлении усадеб и их жизни. Большинство собравшихся видели будущее воссозданных усадеб как образовательных или просветительских центров.
Далее участники конференции собрались на круглый стол, посвященный обсуждению вопросов: зачем в современной России нужны старинные русские усадьбы; какие ценности мы хотим восстановить, восстанавливая заброшенные дома; как избежать стилизаторства, воссоздания внешней формы и наполнить старые стены новой жизнью.
Никита Игоревич Кривошеин, переводчик и писатель, общественный и политический деятель русской эмиграции, внук Главноуправляющего землеустройством и земледелием Российской империи А.В. Кривошеина и правнук А.Т. Морозовой, отметил, что дом – проекция личности человека, поэтому если речь идет о восстановлении усадьбы, нужно, чтобы «внутри нас был прекрасный уголок с иконами, прекрасная книжная полка… чтобы не было стилизаторства и украшательства, тогда и проекция нашей души будет прекрасной». Никита Игоревич рассказал о своей жизни и судьбе других дворян, ставших реэмигрантами, упомянув, что настолько сильно было неприятие и злоба в отношении бывших владельцев усадеб со стороны представителей крестьянства и пролетариата, что ее вполне можно охарактеризовать как классовый расизм. Он поблагодарил Бога и тех, кто восстанавливал дом на территории усадьбы Богоявленское, «Брыково тож» за то, что здесь сохраняется память о его предках, висят их портреты.
Его поддержала Марина Геннадиевна Смольянинова, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, правнучка А.Т. Карповой (урожденной Морозовой) в том, что существовал классовый расизм, с которым приходилось сталкиваться и ее предкам. Также она поблагодарила тех, кто восстанавливает не только стены, но и культуру, и традиции усадебной жизни, занимается просвещением подрастающих поколений.
Дмитрий Гасак отметил, что предыдущие выступления заставляют задуматься: «На чье место мы пришли? Если это не то место, где жили твои предки, то какое место ты занимаешь именно на этой земле? Принадлежим ли мы ей?»
Президент фонда «Возрождение русских усадеб» Виссарион Алявдин выразил надежду, что тяга к той подлинности, которая привлекает людей при покупке старых усадеб, служит в какой-то степени гарантом того, что при восстановлении усадеб не будет ни новоделов, ни имитации. Хотя, конечно, новые владельцы привносят свои «образы и фантазии», поэтому «нам надо заботиться о том, чтобы духовный мир этих людей побуждал их преображаться и тогда, соответственно, мы увидим это преображение в изменяющихся окрестностях их усадеб». Виссарион Игоревич также акцентировал внимание на восстановлении экономической жизни усадеб.
В качестве примера имения, в котором и духовная, и хозяйственная сторона жизни были прекрасно устроены, Алексей Наумов привел Воздвиженское (Черниговская губерния), где в конце XIX века аристократ Николай Николаевич Неплюев основал Крестовоздвиженское трудовое братство. Алексей Андреевич рассказал, что началось все с того, что Неплюеву открылось его призвание в воспитании крестьянских детей и устроении жизни на евангельских основаниях.
Леонид Аронович Жуховицкий, писатель, профессор шведской Писательской школы, сказал, что государство никогда не будет заинтересовано в том, чтобы восстанавливались усадьбы и усадебные традиции. Но, по его мнению, русские усадьбы могли бы восполнить провал в истории России, а именно провал в истории русской культуры, ведь именно они «сыграли колоссальную роль в истории русской литературы».
Священник Георгий Кочетков, отвечая на вопросы круглого стола, отметил: «Самое важное – это наполнять стены новой жизнью, новым творчеством, новым дерзновением, не просто новыми идеями, идеологией. Как связана усадьба с политической и экономической историей страны? Как связана усадьба с крестьянским и сельским миром? Это очень важно, здесь были удачи и неудачи. Иногда жившие в усадьбе совершенно не интересовались людьми, жившими в других условиях, и таких случаев было не мало. Разрыв был колоссален. Что и привело к слепой ненависти и зависти». По его мнению, «новая жизнь должна родиться, она не может быть сконструирована, не может быть футуристически рационально простроена. Поэтому, чтобы она родилась, надо создать живые условия, достойные современного человека, который может использовать все современные средства культуры и цивилизации и при этом не деформироваться, не быть подавленным этими средствами, как это обычно бывает. Это возможно, во всяком случае если учесть евангельские основания жизни, светлые и творческие основы, когда помогает Господь Бог, и люди готовы помогать друг другу». Как подчеркнул о. Георгий, люди разучились жить и созидать вместе, теперь им важно научиться этому, и усадьбы, как «экзистенциальные духовные центры, должны этому способствовать».
День русской усадьбы завершился презентацией книги Ксении Игоревны Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» в Покровско-Рубцовской сельской библиотеке им. С. Морозова.
Дарья Макеева
Фото Александра Волкова, Олега Свечникова
Алексей Наумов
Президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»
По вопросам сотрудничества обращайтесь:
+7 (495) 624-92-50