105066, Москва, Спартаковская, д. 10/12, оф. 7

+7 (495) 624-92-50

info@kp-f.ru

Партнерский медиа-проект Межрегиональной общественной организации «Культурно-просветительский центр «Преображение» и Культурно-просветительского фонда «Преображение»

Открытие выставки "Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке"

Выставка приурочена ко дню памяти новомучеников и исповедников Российских, тех, кто отстаивал свою свободу и веру в условиях гонений со стороны советской власти в XX веке

Открытие выставки "Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке"

Открытие выставки состоялось 7 февраля 2011 года в загородном доме Культурно-просветительского фонда «Преображение».

В числе гостей были поэт, доктор богословия Ольга Седакова, заместитель директора по науке музея-мемориала «Медное» Елена Образцова, начальник комитета по культуре и спорту администрации Истринского муниципального района Марина Жерлыгина. Выставка собрала сотрудников музея истории ГУЛАГа, общества «Мемориал», районных и поселковых библиотек.

С приветственным словом обратился к присутствующим ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института профессор-священник Георгий Кочетков, который сказал: «Нам нужно учиться тому, как новомученики и исповедники относились друг ко другу, к своей земле, к ближним и к дальним, к друзьям и даже к врагам, – это действительно драгоценность. Этой драгоценностью пренебрегать не следует… Я желаю всем собравшимся получить духовное просветление и укрепление, знакомясь с выставкой, организованной в этом центре».

Поэт Ольга Седакова в своем выступлении отметила, что выход из безнадежного положения, в котором сейчас находится наша страна, видится в «восстановлении настоящей истории»: «До сих пор нашего человека учили думать про другую историю страны, из которой всех этих людей вычеркнули и, можно сказать, убили дважды – сначала уничтожили, а потом столько лет не разрешали их упоминать, даже близким, даже в семьях. Если мы на самом деле приложим усилия по их восстановлению почти из небытия и обретем других духовных предков, чем нам предлагали (всех тех Павок Корчагиных и т. п.), то нас, вполне возможно, ждет другое будущее, потому что духовный подвиг, совершенный в России в XX веке, на самом деле неописуем. Церковь, наверное, никогда не знала за всю историю столько исповедников и мучеников, и это умеют ценить во всем мире… Я абсолютно уверена, что у этих людей, которых мы будем узнавать и вспоминать, есть огромная сила, которая нам поможет».

Автор выставки Оксана Иванова рассказала о том, как создавалась экспозиция: «Работа над этой выставкой показала удивительную собирающую силу этой темы… Оказалась, что эта тема дает возможность найти общий язык всем: очень разным людям, церковным и нецерковным. Я благодарна судьбе, что смогла собирать материал о новомучениках и исповедниках, что имею возможность показать их бесценный опыт, опыт очень вдохновляющий». 

Затем гостям была предложена экскурсия по экспозиции, которая включает в себя подлинные  документы, вещи, фотографии: метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры, рассказывающие о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1970-х годов. По словам устроителей, задача выставки – показать, как в новых условиях жизни «вне закона» в советском государстве на фоне рождения и внедрения в сознание людей коммунистической идеологии церковь в лице своих епископов, священнослужителей, монашествующих и мирян находила формы жизни, в которых могла быть сохранена традиция христианской веры.

Знакомство с церковной жизнью Уральского региона, в который до 1917 года входили Пермская, Челябинская, Екатеринбургская, Вятская, Уфимская и Курганская епархии, показывает типичную для всей страны картину разрушения храмов и церковных институций, убийства и репрессий верующих, разгула коммунистической демагогии, построенной на спекуляции основными христианскими нравственными принципами, и одновременно позволяет вспомнить о судьбах людей, по жизни которых прокатилось «красное колесо». Некоторые из героев выставки канонизированы Русской православной церковью, другие – сделавшие очень много для сохранения живой веры в нашей стране ­– почитаются народом без официального церковного прославления, судьбы третьих остаются неизвестными церкви и обществу по сей день. Однако все они были практически всегда поставлены перед страшным выбором между жизнью и смертью, между усилием остаться верными Богу и церкви и возможностью отречься и бежать со своего «поста».

Например, на выставке представлены подлинные требник и Евангелие, а также копии документов из архива НКВД священника Михаила Суханова, который в течение тридцати лет ходил по деревням вокруг Челябинска, не оставаясь ни в одном месте более чем на день: любая задержка была бы смертельной из-за преследований со стороны НКВД (а потом и КГБ). «Поп-передвижка» называли в органах в то время таких священников, которые продолжали, как отец Михаил, исполнять свой священнический долг – крестить, отпевать, венчать, – которые были всегда в розыске, должны были отказаться от семьи и обычной жизни приходского священника.

Яркое свидетельство – фотографии и текст «манифеста» дьякона Николая Тохтуева, отказавшегося сотрудничать с НКВД в качестве осведомителя в 1940-м году, несмотря на то, что на тот момент у него было семеро (!) детей в возрасте от нескольких месяцев до двенадцати лет. Дьякон Николай погиб в лагере в 1943 году, как и многие тысячи заключенных тюрем и лагерей по всей стране. Был причислен к лику святых по постановлению Священного Синода от 6 октября 2005 года.

Еще один стенд посвящен архимандриту Тавриону (Батозскому), связанному с его пребыванием на Урале с 1927 года в качестве клирика Феодосьевской церкви и помощника владыки Павлина (Крошечкина). В материалах также отражены годы лагерной жизни в Пермской области, период нелегального священнического служения в середине и конце 30-х годов, второй арест и лагерная жизнь в 40-х годах, служение в Пермском кафедральном соборе в середине 50-х годов. По словам экскурсовода, служение отца Тавриона смогло развернуться особенно мощно лишь в последние годы его жизни: для новых верующих, часто молодых людей из нецерковных семей, ищущих ориентиров в жизни, церковного общения, обретения подлинной христианской традиции, отец Таврион явился живым исповедником веры, как бы мостиком, соединяющим жизнь церкви до разорения и после хрущевских гонений.

И это только несколько примеров настоящих свидетельств веры, которые представлены на экспозиции.

В завершение организаторы рассказали, что эта экспозиция – первый выставочный проект в ряду мероприятий, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских, которые планирует провести КПФ «Преображение», а также выразили надежду, что материалы этой выставки будут интересны и церковным, и светским исследователям, собирающим опыт новомучеников и исповедников Российских, а также всем, кому дорога подлинная история России.

Материал подготовила Дарья Макеева

Фото Ольги Максимовой и Кирилла Мозгова

Приветственное слово профессора-священника Георгия Кочеткова

Поэт Ольга Седакова

Экскурсия

Требник отца Михаила Суханова

Антиминс 1930-го года, приспособленный к обстоятельствам времени

Епитрахиль, приспособленная к обстоятельствам времени

Письма и фотографии архимандрита Тавриона (Батозского)

Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке

Перейти к выставке

СМИ о нас

Алексей Наумов

Президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»

По вопросам сотрудничества обращайтесь:

+7 (495) 624-92-50